14:10 22.05.08 ПРЕТЕНДЕНТ.RU "Рейтинг доверия" (Рейтинг доверия между странами и народами на 1 мая 2008 года)О проекте Рейтинг доверия между странами и народами – один из проектов, осуществляемый рабочей группой "Белорусско-российский интеллектуальный клуб" (БРИК). Основная цель данного проекта - ежемесячный экспертный мониторинг состояния белорусско-российских, российско-украинских, белорусско-украинских отношений на уровне властных элит и народов. Ежемесячный мониторинг позволит выявить объективные и субъективные факторы, способствующие сближению наших братских народов и факторы, этому сближению препятствующие, а также позволит увидеть тенденции развития отношений между тремя нашими странами, как на уровне властных элит, так и на уровне народов. Рейтинг доверия не будет объективным вне глобального формата взаимосвязанностей и взаимозависимостей. Мониторинг уровней доверия не исчерпывается тремя странами. Это позволит презентовать более объективные карты динамично изменяющейся реальности. Методология исследования Эксперты БРИК и приглашенные эксперты определяют уровни доверия между народами и уровни взаимной заинтересованности элит: 1) в формате Россия–Беларусь-Украина; 2) в условном формате "Россия+". Экспертиза проводится в рамках метода экспертных оценок. Экспертные оценки от 1 до 100 баллов. Дискретность – 1 балл. Рубикон "доверие – недоверие" – 50 баллов. Первый "Рейтинг доверия" (по состоянию на 1 мая 2008 года) определяли семь экспертов, представляющих Беларусь и Россию. "Рейтинг доверия" на 1 мая 2008 года определяли: Баранчик Юрий – независимый эксперт-международник, Интернет-проект IMPERIYA.BY (Беларусь), Кочеров Сергей – философ, "Независимое аналитическое обозрение" (Россия), Кудрин Роман – независимый эксперт, Кассельский университет (Германия), Лаваль Наталья – независимый эксперт, Интернет-проект "Война и Мир" (Россия), Маслов Олег – независимый эксперт, "Независимое аналитическое обозрение" (Россия), Прудник Александр – социолог, "Независимое аналитическое обозрение" (Россия), Щербаков Иван – независимый эксперт, Интернет-проект "Процветающая Беларусь" (Беларусь). Эксперты комментируют свою позицию в том объеме, который является приемлемым для пояснения собственной экспертной оценки. Таблица 1. Степень доверия между народами 1 | БЕЛАРУСЬ – РОССИЯ | НАРОДЫ | 78 | 2 | БЕЛАРУСЬ – УКРАИНА | НАРОДЫ | 68 | 3 | УКРАИНА – РОССИЯ | НАРОДЫ | 51 | № | ДОВЕРИЕ МЕЖДУ НАРОДАМИ | ФОРМАТ | УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ НА 01.05.2008 | Таблица 2. Степень доверия между властными элитами 1 | БЕЛАРУСЬ – РОССИЯ | ЭЛИТЫ | 60 | 2 | БЕЛАРУСЬ – УКРАИНА | ЭЛИТЫ | 48 | 3 | УКРАИНА – РОССИЯ | ЭЛИТЫ | 28 | № | ВЗАИМНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ЭЛИТ | ФОРМАТ | УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ НА 01.05.2008 | Таблица 3. Степень доверия между властными элитами 1 | РОССИЯ – БЕЛАРУСЬ | ЭЛИТЫ | 60 | 2 | РОССИЯ – АРМЕНИЯ | ЭЛИТЫ | 53 | 3 | РОССИЯ – КАЗАХСТАН | ЭЛИТЫ | 50 | 4 | РОССИЯ – ИНДИЯ | ЭЛИТЫ | 46 | 5 | РОССИЯ – Лат Америка | ЭЛИТЫ | 45 | 6 | РОССИЯ – США | ЭЛИТЫ | 44 | 7 | РОССИЯ – КИРГИЗИЯ | ЭЛИТЫ | 42 | 8 | РОССИЯ – ТАДЖИКИСТАН | ЭЛИТЫ | 40 | 9 | РОССИЯ – КИТАЙ | ЭЛИТЫ | 39 | 10-11 | РОССИЯ – АЗЕРБАЙДЖАН | ЭЛИТЫ | 38 | 10-11 | РОССИЯ – ОИК (ислам. Конф.) | ЭЛИТЫ | 38 | 12-13 | РОССИЯ – ЕС | ЭЛИТЫ | 37 | 12-13 | РОССИЯ – УЗБЕКИСТАН | ЭЛИТЫ | 37 | 14 | РОССИЯ – ТУРКМЕНИСТАН | ЭЛИТЫ | 36 | 15 | РОССИЯ – МОЛДАВИЯ | ЭЛИТЫ | 29 | 16 | РОССИЯ – УКРАИНА | ЭЛИТЫ | 28 | 17 | РОССИЯ – ЛАТВИЯ | ЭЛИТЫ | 23 | 18 | РОССИЯ – ЛИТВА | ЭЛИТЫ | 22 | 19 | РОССИЯ – ГРУЗИЯ | ЭЛИТЫ | 19 | 20 | РОССИЯ – ЭСТОНИЯ | ЭЛИТЫ | 18 | № | ВЗАИМНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ЭЛИТ | ФОРМАТ | УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ НА 01.05.2008 | Таблица 4. Степень доверия между народами 1 | РОССИЯ – БЕЛАРУСЬ | НАРОДЫ | 78 | 2 | РОССИЯ – ИНДИЯ | НАРОДЫ | 53 | 3 | РОССИЯ – УКРАИНА | НАРОДЫ | 51 | 4-5 | РОССИЯ – КАЗАХСТАН | НАРОДЫ | 44 | 4-5 | РОССИЯ – Лат Америка | НАРОДЫ | 44 | 6 | РОССИЯ – АРМЕНИЯ | НАРОДЫ | 42 | 7-8 | РОССИЯ – ЕС | НАРОДЫ | 41 | 7-8 | РОССИЯ – КИТАЙ | НАРОДЫ | 41 | 9-10 | РОССИЯ – КИРГИЗИЯ | НАРОДЫ | 40 | 9-10 | РОССИЯ – США | НАРОДЫ | 40 | 11-15 | РОССИЯ – ТУРКМЕНИСТАН | НАРОДЫ | 34 | 11-15 | РОССИЯ – ТАДЖИКИСТАН | НАРОДЫ | 34 | 11-15 | РОССИЯ – МОЛДАВИЯ | НАРОДЫ | 34 | 11-15 | РОССИЯ – УЗБЕКИСТАН | НАРОДЫ | 34 | 11-15 | РОССИЯ – ОИК (ислам. Конф.) | НАРОДЫ | 34 | 16-17 | РОССИЯ – ЛИТВА | НАРОДЫ | 31 | 16-17 | РОССИЯ – АЗЕРБАЙДЖАН | НАРОДЫ | 31 | 18 | РОССИЯ – ЛАТВИЯ | НАРОДЫ | 30 | 19 | РОССИЯ – ЭСТОНИЯ | НАРОДЫ | 27 | 20 | РОССИЯ – ГРУЗИЯ | НАРОДЫ | 24 | № | ДОВЕРИЕ МЕЖДУ НАРОДАМИ | ФОРМАТ | УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ НА 01.05.2008 | Комментарии экспертов. Маслов О.Ю. "Независимое аналитическое обозрение" (Россия) Представляется, что "Рейтинг доверия" станет своеобразным барометром в сфере международных отношений. "Рейтинг доверия между странами и народами" – это требование времени. Мониторинг сложных взаимоотношений между различными народами и властными элитами – это сложная задача для экспертов. В формате доверия между народами можно опираться на данные соответствующих соцопросов. Межэлитные взаимоотношения – более сложная сфера. В данной сфере за властным пиаром, предназначенным для "внутреннего потребления", иногда скрывается взаимовыгодная связь, казалось бы, враждующих элит. Задача экспертов – отделить пиар и агитпроп от реальных форматов взаимоотношений. Текущий мировой кризис 2007-2008 года и его последствия, в аспекте структурной трансформации цен, гарантированно повлияют на сферу межгосударственных отношений. Сегодня сфера международных отношений затрагивает не только высших государственных чиновников, но и все большее число граждан различных стран мира. Именно поэтому крайне важно видеть динамику изменения межгосударственных отношений. Необходимо отметить, что экспертам Белорусско-Российского Интеллектуального клуба и приглашенным экспертам предстоит выработать методику оценок и ответить на ряд важных вопросов. Например. Является ли ГУАМ антироссийской структурой или ее влияние на сферу межгосударственных отношений минимально? Является ли индикатором элитных взаимоотношений между Россией и странами-потребителями газа, по какой цене Газпром продает газ той или иной стране? Если – да, то в какой степени это необходимо учитывать при выставлении экспертной оценки? Повлияет ли решение руководства Литвы о блокировании переговоров между ЕС и Россией на российско-литовские отношения? Повлияет ли "первая кровь" в Киргизии на российско-киргизские отношения? Перед вами первая презентация. Многие будут удивлены, оценивая данный рейтинг, но можно не сомневаться, что данные экспертные оценки будут ежемесячно изменяться, как под влиянием текущих событий, так и за счет совершенствования методик оценки. Будут появляться и новые форматы оценок. Есть надежда, что проект будет динамично расти и изменяться. Задача экспертов – быть максимально бесстрастными и объективными. Анализ российско-белорусских отношений не может быть полным без анализа российско-украинских отношений, а также анализа многочисленных взаимосвязанностей и взаимозависимостей между различными странами. Мир начала ХХI века глобален, нравится это кому-либо или нет. Нарастает динамика изменений реальности. Мировой кризис 2007-2008 годов – это, возможно, лишь одна из "волн" грядущего разрушительного кризиса. Именно поэтому и возникла потребность введения сферы межгосударственных отношений в фокус внимания экспертного сообщества. Кочеров С.Н. "Независимое аналитическое обозрение" (Россия) Доверие между элитами и народами одних и тех же стран редко совпадают между собой, поскольку имеют разную природу. В основе доверия между элитами лежит общность их интересов: геополитических, экономических, идеологических. Доверие народов в большей степени зависит от социокультурных факторов – образа жизни, менталитета, исторической памяти, лояльности или враждебности на бытовом уровне. Но, конечно, между этими двумя видами доверия существует взаимосвязь, так как элита не может, хотя бы на подсознательном уровне, не испытывать влияния со стороны своего народа, а народ во многом подвержен влиянию своей элиты через политику и СМИ. В силу указанных причин доверие между элитами является более конъюнктурным и неустойчивым, а доверие между народами – более стабильным и основательным. У правящей элиты среди других элит, по определению, нет ни друзей, ни врагов, а есть лишь свои собственные интересы. У народов к другим народам существуют свои симпатии и антипатии, которые могут корениться как в былых союзах или войнах, так и в принятии или неприятии образа жизни и нравов своих ближних и дальних соседей. Поэтому при всех возможностях элиты влиять на свой народ в его отношении к другим народам, она скорее определяет преходящее общественное мнение, чем его национальное мировоззрение. Конечно, пытаясь установить уровень доверия народа к конкретной дате, можно получить лишь вероятный замер общественного мнения, которое уже через месяц станет несколько иным. Но, даже исходя из этих условий, нетрудно заметить различие в "рейтингах доверия" между народами и элитами в отношении к народам и элитам других стран. Например, с высокой степенью вероятности можно предположить, что доверие между русским, белорусским и украинским народами заметно выше, нежели доверие их элит. Как представляется, народ России сохраняет значительное доверие к народам Казахстана, Армении, Индии. К сожалению, в представленной таблице нет "разбивки" по доверию российских народа и элиты к конкретным странам Европы и Латинской Америки. В случае указания отдельных стран, возможно, стало бы очевидным как особое отношение россиян к сербскому народу, так и заметное различие в доверии российской элиты к элитам "старой" и "новой" Европы. С конца 50-х гг. прошлого века существует особое отношение российского народа к кубинскому народу, с начала 70-х гг. – к народу Чили, что вряд ли бы удалось зафиксировать на уровне доверия элит. Вместе с тем, когда между народами не сложились устойчивые исторические и бытовые контакты, на их доверие могут влиять такие специфические факторы, как русский балет или бразильский футбол. Рейтинг доверия между народами в какой-то мере объясняет официальные заявления государственных деятелей и политиков, которые не подкреплены никакими практическими действиями. Так, по состоянию доверия между народами на сегодня в принципе еще не поздно взять курс на восстановление союзного государства, в которое могли бы войти Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан. Однако это совершенно не входит в планы правящих элит данных стран, первые лица которых на словах заявляют о необходимости усиления интеграционных процессов, а на деле проводят политику получения односторонней политической или экономической выгоды. Вместе с тем заметно, что попытки российской элиты наладить доверительное отношение с элитами Таджикистана, Узбекистана и Киргизии встречают весьма прохладное отношение в российском народе, который судит об их "титульных народах" по не лучшим их представителям, что хлынули в Россию в 1990-2000 гг. Хотя в последние годы Россия укрепляет военное сотрудничество с Китаем и противится экспансии НАТО на восток, за которой стоят геополитические интересы США, доверие российского народа к американскому народу, на мой взгляд, выше его доверия к народу Китая. Возможно, народ раздражает лицемерие властей, когда на фоне демонстративной дружбы между В.Путиным и Дж.Бушем на государственном телевидении все чаще устраиваются "пятиминутки ненависти" к Западу и к США в исполнении М.Леонтьева и ему подобных. Вместе с тем не исключено, что российский народ тем самым являет большую державную мудрость, чем правящая элита, инстинктивно распознавая, от кого для него исходит самая большая геополитическая угроза XXI века. Баранчик Ю.В. "Империя.by" (Беларусь) Несмотря на то, что в первом опросе участвовало только семь экспертов, это та ситуация, когда качество экспертных оценок не зависело от количества экспертов. На мой взгляд, полученные данные достаточно репрезентативны и в полной мере отражают как нынешнее состояние отношений между властными элитами и народами трех братских стран, так и существующие объективные противоречия. Налицо – благожелательность и расположенность (по мнению экспертов) народов наших стран друг к другу, что, в принципе, могло бы позволить при соответствующем политическом решении властных элит наших стран экстраполировать эти массовые ожидания в политическую и идеологическую плоскость. Вместе с тем, также налицо гораздо меньшая степень заинтересованности друг в друге властных элит и степень их доверия друг к другу. Так, в частности, доверие российской и украинской элит друг к другу находится фактически в минусовой зоне. Опрос проводился в конце апреля, но события мая, особенно празднование 9 мая на Украине, отчетливо выявили всю разницу подходов российского (белорусского) и украинского руководства к совместной великой и трагической истории, что не позволяет надеяться на скорую расчистку российско-украинских завалов на уровне элит при сохранении у власти на Украине нынешней прозападной группировки. Не очень высоким является и степень доверия между белорусской и российской элитой. Причина этого также очевидна – это разность подходов в построении Союзного государства. Не будет большим открытием предположение о том, что если такое положение дел сохранится и дальше, то степень белорусско-российского элитного доверия будет стремительно приближаться к российско-украинскому уровню. Этот факт, безусловно, не может не настораживать патриотически настроенную общественность наших стран. Заявление о создании сетевого сообщества "БРИК" - (http://www.polit.nnov.ru/2008/05/12/brikpressrel/) По источнику Независимое Аналитическое Обозрение |